Паломнические туры по Нижнехоперскому парку
Статья из православного портала "МИЛОСЕРДИЕ.RU"
08.05.2006«Батюшка, поправьте юбку, а то вам не удобно будет садиться в байдарку!», — сказал капитан священнику, пытающемуся влезть в лодку. «Это не юбка! Это ряса — священническое облачение!», — обиженно заметил батюшка, ловко устраиваясь на корме. «Юбка в байдарке — это кусок брезента, прикрывающий гребца от брызг! А про рясу мы знаем…», — тут же вступились за своего капитана матросы.
На Светлой седмице по рекам Волгоградской области Бузулук, Хопер и Дон прошел пасхальный байдарочный крестный ход с чудотворной Урюпинской иконой Божией Матери на борту, приуроченный к 15-летию Волгоградской епархии. Сергей Иванов, руководитель пресс-службы епархии и организатор крестного хода рассказал, что Урюпинская икона почитается как одна из самых значительных святынь края. Но во многих малонаселенных хуторах и станицах верующие никогда ее не видели и не имели возможности помолиться перед этим образом. Ежегодно сотрудники епархии организуют крестные ходы с иконой по разным районам Волгоградской области, но в основном их маршрут проходит через крупные города и станицы, а небольшие населенные пункты остаются в стороне. В этом году к юбилею епархии организаторы решили пройти с чудотворным образом по рекам области, привезти ее в хутора и станицы расположенные на берегах реки Бузулук, Хопер и Дон, где икона не бывала раньше.
Практически все жители хутора вышли встречать чудотворную икону. Вместе с ними стоит иерей Алексей Шелков. Хутор Остроухов один из его пяти приходовЧудотворный образ Божией Матери явился в 1827 году недалеко от станицы Урюпинская. На этом месте вскоре забил источник и донские казаки построили в память о явлении иконы часовню. Саму икону перенесли в Покровский храм станицы. Множество чудес и исцелений совершалось по молитвам верующих у этого образа. В 60-70-е годы XIX века началось массовое паломничество к святыне.
Существует два списка Урюпинской иконы Божией Матери. Оба написаны в XIX веке. Какой из них оригинальный не известно, но оба считаются чудотворнымиЧтобы все желающие могли придти помолиться к чудотворной иконе, через реку Хопер наводили до семи наплывных мостов. Завели даже специальную тетрадь, куда записывали засвидетельствованные врачами случаи исцелений. Но в начале XX века начались гонения на Православную Церковь и икона исчезла. Образ вернулся к верующим только в 1944 году, когда вновь открыли единственный уцелевший в Урюпинске храм – Покровский.
Крестный ход с Урюпинской иконой начался на Пасху в станице Алексеевская на реке Бузулук. Организаторы привезли на машине икону из Покровского храма города Урюпинск, где она обычно хранится. Участники взяли икону на борт одной из семи байдарок и отправились в путь.
Маршрут пролегал через станицы Усть-Бузулукская, Аржановская, Зотовская, Федосеевская, Слащевская, хутор Остроухов, станицы Букановская, Усть-Хоперская и закончился крестный ход на Дону в Усть-Медведицком Спасо-Преображенском женском монастыре города Серафимович. Общая протяженность водного маршрута 194 километра. В середине пути в станице Слащевская к участникам крестного хода присоединилась наш корреспондент Екатерина Степанова.
Иерей Геннадий Ханыкин, икону перевозили в его байдаркеЧетыре первых дня похода шестнадцать участников крестного хода мокли под проливным дождем, который с самого начала шел не переставая. Организаторы собрали команду таким образом, что большинство участников были заядлыми туристами, любителями байдарочных походов. Они хорошо подготовились к переменчивой апрельской погоде, хотя такого дождя все равно никто не ожидал. К сожалению, в первые дни из-за плохой погоды не всегда удавалось придти в очередную станицу в запланированное время и местные жители, встречая икону, иногда по нескольку часов стояли под дождем.
«Разве ж уйдешь? Четыре часа на берегу стояли мокли. Такую святыню к нам привезли! — рассказала пожилая жительница хутора Остроухов, — У нас 80 дворов – так почти все и вышли к Хопру. Ничего, не расклеились!
У нас храм ведь раньше был, стоял на холме у реки. Не знаю как звался. Вот красота была! Но разрушили его. Так сейчас батюшка отслужил молебен с иконой на этом самом месте.
А нас хутор знаете почему так назван — Остроухов? К нам Петр I приезжал в свое время, так пока он на этом камне кушал, казаки у него табакерку стянули. Он и сказал, что в этом хуторе ухо востро надо держать! Во, как было! А нынче совсем мало жителей осталось. Как хорошо, что и к нам привезли святыню-то!»
Крестный ход был организован таким образом: икону везли на одной из байдарок и в станицах ее встречал местный священник, если таковой был. Крестным ходом чудотворный образ переносили в местный храм или молельную комнату, где батюшка служил молебен.
Если в этой станице священника не было — отец Геннадий Ханыкин участник крестного хода, настоятель плавучего храма «Святитель Иннокентий», сам служил прямо на берегу, где собирались верующие.
«Это миссионерский крестный ход, — объяснил отец Геннадий, — в миссионерстве главная задача привлечь людей, поэтому мы и пошли на байдарках. Если бы мы просто привезли икону на машине, возможно не так много людей заинтересовались бы нашим приездом. А байдарки жители встречали у реки, весь хутор выходил на берег! Тысячи людей помолились у иконы за время крестного хода.
Храм Покрова Богородицы в станице БукановскаяЯ уже десять лет хожу на своем плавучем храме по Дону и жители прибрежных хуторов всегда тепло встречают нас, интересуются. Потому что обычный храм на земле стоит, а наш вдруг плавает! Все необычное привлекает людей, а миссионерам это на руку».
Правда, никакой дополнительной миссионерской деятельностью, кроме доставки иконы на попечение местного духовенства, организаторы крестного хода не занимались. Но и этого было достаточно. Поклониться святому образу в храмы приходили сотни людей, тогда как на праздничные службы по словам местных священников приходят лишь десятки.
Храм св-ля Николая в станице Усть-ХоперскаяИерей Виктор Горин, настоятель храма св-ля. Николая
Батюшка со своими прихожанами провожают икону
Но все-таки жаль, что большинство участников крестного хода люди невоцерковленные и более интересовались экстремальным туризмом по полноводным весенним рекам.
«Трудно собрать православную команду, — поделился Сергей Иванов организатор крестного хода, — ведь для такого похода необходимо, чтобы участники были проверенными байдарочниками. Я бы мог наверно и сам пойти, взял бы с собой пару-тройку наших прихожан. Но с такой ценной иконой это очень опасно. Лучше идти с хожалыми туристами, большой командой. Может быть по молитвам Божией Матери и они через участие в этом крестном ходе уверуют!» «Эти ребята-туристы сделали благое дело, возможно и сами не понимая того, — прокомментировал отец Геннадий, — Наверно некоторые из них пока еще находятся далеко от веры, но они уже на пути ко Христу. Я думаю, что со временем их взгляды поменяются и они придут к Богу!»
На Антипасху 30 апреля крестный ход завершился в Усть-Медведицком женском монастыре.
Он расположен на живописном берегу Дона, в нескольких километрах от города Серафимович. Насельницы увидели байдарки издалека и с хоругвями и пасхальными песнопениями вышли встречать чудотворный образ.
Когда байдарки причалили к пристани, колокола обители запели пасхальным перезвоном. «Неужели нас встречают!» – радостно спросила я у отца Геннадия. «Да, это нас!», — ответил батюшка, а потом добавил – «Когда Христа встречали в Иерусалиме, устилали его путь своими одеждами и кричали «Осанна!» осел, на котором ехал Господь, тоже думал, что это его встречают».
Екатерина СТЕПАНОВА
темы
Паломнические туры по Нижнехоперскому парку